К вопросу о деноминационно-конфессиональной принадлежности церкви

65386410.aJ7doyey.OldChurchOnTheHillKayvilleSKДля большинства наших соотечественников, как из числа «традиционных», так и из «евангельских» церквей очень важно знать, какую церковь/религию/направление представляет человек, с которым они общаются. Как правило, скажете кому-то о Боге, а в ответ: «Вы из какой церкви/секты будете?»

Не будем подвергать критике поверхностность таких вопросов, а попробуем дать более или менее простой, но максимально честный и правильный ответ на вопрос «Какая у Вас церковь?»

Конфессия объединяет людей по вероисповеданию, деноминация – по названию, поэтому существуют православная, католическая, баптистская и другие деноминации, поскольку у них – общее название (номена), а исповедовать они могут и несколько разные вещи.

Таким образом, украинское православие включает: киевское, московское и автокефальное; католицизм – греческий и римский, а баптизм – североамериканский, европейский и русско-украинский. Украинский баптизм также неоднороден, да и быть баптистом для разных баптистов может означать не совсем одно и то же.

Итак, если спрашивают: «каковой является Львовская библейская церковь?»

Я думаю, что в разных ситуациях следует давать различные ответы. Если спрашивает католик/православный, лучше всего сказать, что церковь – протестантская, и этого будет достаточно. Протестантизм (в отличие от католицизма и православия) верит и учит спасению по вере без дел, общее священство и значительно проще относится к церковным таинствам/обрядам.

Если же спрашивает человек из евангельских кругов, можно сказать, что мы – независимая евангельская церковь, по учению – близкая к баптизму. Иногда спрашивают про кальвинизм, и необходимо объяснить, что мы – не кальвинисты. Иногда собеседник знает и понимает больше, тогда есть смысл вспомнить и про фундаментализм, и про диспенсационализм, и про Далласскую семинарию. Но такое случается редко.

Фундаментализм – подход, утверждение, что Библия целиком и полностью богодухновенна, Иисус родился от женщины, у которой не было интимных отношений до этого (от девы), Иисус творил настоящие чудеса, действительно умер и на самом деле воскрес.

Диспенсационализм – герменевтический ключ, в соответствии с которым

  • Израиль и церковь – две разные формации. Обетования касательно Израиля должны исполниться буквально в будущем. Израиль – это жена Бога-Отца (Яхве), Церковь – невеста Иисуса Христа.
  • Буквальное (неаллегорическое) историко-лексико-грамматическое толкование Библии. Библию следует толковать буквально за исключением отдельно взятых случаев, где разумным является аллегорическое толкование.
  • Спасение во все эпохи (диспенсации) было и есть по благодати, по вере, без дел. По мнению некоторых богословов – диспенсационалистов, объект веры изменялся, но таковым объектом всегда являлись Божьи обетования. В период Церкви спасение дается по вере в Иисуса Христа, Его заступнической смерти за грехи человечества.

 

В действительности наша церковь по вероисповеданию – баптистская в широком смысле этого слова. Баптизм, помимо традиционных протестантских доктрин (только вера, только Писание, только по благодати, только Христос) верит еще в два сугубо баптистских учения: водное крещение исключительно в сознательном возрасте и отделение церкви от государства. Поскольку мы верим как в первое, так и во второе, мы – баптисты в широком смысле.

Проблема в том, что для многих украинских и российских баптистов, баптизм – это не столько вероучение, сколько определенные традиции, формы, литургия. Иногда для баптиста баптизм – это длинные юбки, косынки и так далее. Поэтому множество украинских и российских баптистов не назвали бы нашу церковь баптистской именно из-за отсутствия формальных признаков баптизма. С другой стороны, украинские и российские пятидесятники назвали бы нас баптистами, поскольку в вопросах даров Духа Святого мы верим так, как баптисты. Однако большинство украинских баптистов верит в потерю спасения, в то время как мы верим в вечную безопасность.

Потому нередко слово «баптизм» может быть полезным, чтобы отделить себя от пятидесятнического/харизматического учения/движения, однако все достаточно индивидуально, и всегда следует обращать внимание на то, с кем общаешься, и затем – давать тот или иной ответ.

Сергей Чепара
Перевод: Оксана Лебедева

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s