Библейский рассказ о Сотворении

earth_and_moon_from_space-wallpaper-1366x768  IMG_4595Александр фон Штайн

«В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них», – так учит Библия. Сотворение за шесть дней резко противоречит эволюционным представлениям в современной науке. Тем не менее, существуют попытки примирить эти противоречия.

Как долго длились дни Творения?

Если непредвзято читать рассказ о Сотворении, то вопрос, как долго длились дни Творения, покажется неожиданным. В тексте прямо говорится о шести обычных днях. Там же со­держится и объяснение, что такое день. Сутки состоят из дня (светлого периода) и ночи (темного периода). Все необходи­мое для этого – Земля, вращающаяся вокруг своей оси, свет и темнота – существовало с первого дня. Поэтому время (ко­торое, кстати, – тоже часть творения), могло быть измерено с самого начала.

В рассказе о Сотворении, описывающем шесть дней труда и день отдыха, Бог представляет нам еще одну временную единицу – неделю. Другие временные промежутки (год, ме­сяц, день) можно напрямую вывести из движения небесных тел – Солнца, Луны и самой Земли. Неделю же Господь явил нам Своим примером (Быт 1:1 – 2:3). Он еще раз подтверж­дает это (Исх 20:9-11), когда дает народу заповедь соблюдать седьмой день как день отдыха: «шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу … ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Но уже очень давно люди стали задаваться вопросом: были ли эти первые шесть дней действительно шестью сутками? Некоторые из ранних Отцов Церкви не могли себе этого пред­ставить: зачем всемогущему Богу нужно было такое долгое время для Сотворения: разве не мог Он создать все в один миг? «Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс 32:9). Может быть, шесть дней были только символом, чтобы объяснить человеку огромное дело Сотворения?

Сегодня многие христиане тоже не верят, речь идет о шести обыкновенных днях. Но в отличие от мнения Отцов Церкви, для них эти дни не слишком длинны, а невероятно коротки. Тому, кто хочет соединить с рассказом о Сотворении какие-либо теории первичного взрыва и эволюции, нужны не дни, а миллиарды лет.

Butterfly_on_Purple_Flowers_HD_Nature_WallpaperВопрос толкования?

Нет, дело здесь не в толковании. Текст является однознач­ным. Древнееврейское слово йом означает сутки во всех слу­чаях, в которых оно упоминается вместе со словами «утро», «вечер» или с числительным.

Примечательная структура дней Творения (1 -3-й дни проти­вопоставлены 4-6-му) является для некоторых толкователей поводом предположить, что все это разделение на дни – лишь литературное стилистическое средство. Другие считают воз­можным, что Господь посылал автору рассказа о Сотворении видения в течение шести дней. Однако вышеупомянутый стих – Исх 20:11 – не допускает таких спекуляций. Там совер­шенно отчетливо сказано, что Бог создал все в шесть дней.

Кроме того, в данном месте текста нет никаких признаков видения, сновидения, поэтического труда или символическо­го описания. Перед нами сухой исторический отчет. Обра­тим внимание на слова: «Вот происхождение неба и земли»

(Быт 2:4). Выражение «вот происхождение» (древнеевр. то- ледот) встречается в книге Бытия десять раз. Каждый раз оно предваряет рассказ о новом историческом этапе (см. рисунок 21). Рассказ о сотворении мира является такой же историо­графией, как и следующие девять «родословий».

mushroom_3-wallpaper-1366x768

Может, речь идет о «Божьих днях»?

Библия не дает нам никакого повода подразумевать под дня­ми творения что-либо иное, чем обычные земные дни, сутки. Идею о «Божьих днях» часто обосновывают словами из 2-го послания Петра (3:8): «…у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Этот стих, однако, не мо­жет быть отнесён к толкованию 1-й главы книги Бытия. Речь о том, что один (Божий) день у Господа как тысяча земных лет – и наоборот. Значит, речь здесь о том, что Бог совер­шенно не зависит от времени. Будучи Творцом и времени, и пространства, Он находится вне их обоих. Но вместе с тем Господь действует внутри пространства и времени и пользу­ется Своим сотворенным счетом времени, когда открывается людям. Книга Иова 10:5 указывает в ту же сторону: «Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа?»

Так как равенства «1 Божий день =1000 земных лет» и «1000 Божьих лет = 1 земной день» стоят рядом в одном и том же стихе – то, очевидно, «пере­счет» библейских указаний времени по этим формулам произволен. Вторую формулировку мы встречаем еще раз в Псалме 89:5: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний».

… а если все-таки были “длительные периоды времени”?

Что ж, если человек желает приспособить текст Библии под себя, он это сделает. Поэтому отло­жим пока все уже приведенные аргументы и пред­положим, что Бог сотворил мир не за шесть дней, а за шесть периодов времени произвольной дли­тельности. Что мы в этом случае «выигрываем» в пользу эволюционных представлений? – Весьма немного. Тогда можно было бы принять те дан­ные геологии и астрономии, которые говорят в пользу большого возраста Земли и вселенной, – но, наоборот, пришлось бы как-то объяснять фак­ты, указывающие на молодость мироздания.

Кроме того, для такой адаптации пришлось бы отвергнуть не только длительность, но и по­рядок дней Творения. Так, согласно космологии Первичного Взрыва сначала образовались небес­ные тела – и, среди прочих, огненный, расплав­ленный шар под названием Земля; а в рассказе о Сотворении она предстает покрытой водами и в одиночестве. Солнце, Луна и все другие небесные тела (на­званные «звездами») будут созданы только в четвертый день (когда на Земле уже существовала жизнь!).

Согласно теории эволюции, жизнь началась в океанах, на­земные растения и «плодоносные деревья» появились гораз­до позднее. Но Бог, напротив, велел произрастать всем рас­тениям в третий день (не исключено, что это относилось и к морским растениям). Если «дни» были чрезвычайно длитель­ными, то все растения, нуждающиеся в животных (огромное количество!), не смогли бы дожить до их появления.

Класс птиц и такие отряды млекопитающих как киты, ла­стоногие (тюлени и др.) и рукокрылые (летучие мыши) по­являются во всех эволюционных «родословиях» много позже первых сухопутных животных – а в рассказе о Сотворении сказано, что сначала были созданы животные, живущие в водной и в воздушной среде. Наземные обитатели возникли только в шестой день.

Представление, что человек появился гораздо позднее (см. сравнение с Эйфелевой Башней на стр. 43), противо­речит не только рассказу о Сотворении. И в Новом Завете можно найти много явных свидетельств о том, что человек существовал на Земле с самого начала: «В начале же соз­дания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Мк 10:6); «.. .Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от соз­дания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1:20). Только человек, одаренный разумом, может узнавать Бога через рассматривание Его творений, а это происходило – «от сотворения мира», с самого начала.

 

31794_1600x1200-wallpaper-cb1297362331Теория промежутка

Встречается представление о том, что между 1 и 2 стихами рассказа о сотворении мира в 1-й главе книги Бытия суще­ствует промежуток. Первый стих, по этому представлению, содержит собственно Сотворение. Потом падение сатаны на­влекло на Землю суд, оставивший ее «безвидной и пустой» (стих 2). После этого якобы Бог в шесть дней восстановил опустошенное творение (поэтому эта версия также называет­ся теорией восстановления или реституции).

Немало христиан видят в этом решение, чтобы найти место миллиардам лет для большого возраста Земли и Вселенной. Но эту теорию невозможно согласовать с Библией. В рассказе о Со­творении пробелов нет. В чем же состоят противоречия?

    • «Земля была безвидна и пуста» нельзя перевести как «зем­ля стала безвидной и пустой». В этом согласны все переводчики Библии. Слово «безвидна» можно также передать как «бесфор­менна» – у него нет изначально негативного значения.
    • «Тьму» также нет оснований понимать как последствие не­коего суда. Бог называет ее «ночью» (Быт 1:5). День и ночь со­ставляют одно целое и являются частью совершенного творения.
    • Ряд исследователей обращает внимание на разницу в упо­треблении древнееврейских слов бара (сотворил) и аса (соз­дал). Они считают, что «сотворил» означает новое творение, в то время как все другие предметы Бог лишь «создал» – то есть воссоздал. Однако при внимательном чтении можно устано­вить, что оба слова употребляются в Писании как синонимы (см. рисунок 28).
    • «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них» (Исх 20:11). Этот стих наносит теории про­межутка сокрушительный удар. Он не допускает промежутка или различия между «создавать» и «творить». «Небо и зем­ля» в Библии означают все творение (Быт 14:22; 4 Цар 19:15; 2 Пар 2:12; Пс 113:23; 120:2; 123:8; 133:3; 145:6; Ис 37:16).IMG_4495
  • Один из главных аргументов в пользу теории проме­жутка: Бог никогда ничего не сотворил бы «безвидным и пу­стым». Но контекст поясняет, что это – состояние «сырья». Земля не была с самого начала завершена, и Бог затем при­готовил ее для жительства (как это объясняется в Ис 45:18). В неделю Сотворения все согласовывается одно с другим и приспосабливается к потребностям человека. Господь гово­рит: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2:18), однако это не означает, что сотворенный мир был плохим. Просто пока еще он не был доведен до совершенства. Поэтому даль­ше говорится: «.. .сотворим ему помощника, соответственно­го ему», – и Бог создает Еву. Лишь когда все было завершено, Господь оценил Свое дело в целом: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:31).
  • Библия нигде не упоминает о суде над землей вследствие падения сатаны. Мы узнаем более подробно об этом падении лишь в двух фрагментах Писания: в книгах Исаии 14 и Иезеки­иля 28. Пророки выходят за рамки суда над двумя царями (Ва­вилона и Тира) и указывают на мятеж и низвержение сатаны.
  • В древнегреческой философии царило представление о том, что космос произошел из беспорядочного состояния (греч. хаос). Для христианского философа и Отца Церкви блаженно­го Августина это было несовместимо с Писанием и христиан­ским представлением о Боге. Возможность синтеза греческих и христианских представлений он нашел в теории промежут­ка. Сначала совершенное творение, потом хаос, потом новое сотворение – так Августин представлял себе происхождение мира. К сожалению, в этом на него также повлияли греческие представления. Он отрицал сотворение мира за шесть дней.
  • Некоторые сторонники данного учения утверждают так­же, что на этот промежуток приходится возникновение ока­менелостей (вплоть до неандертальца, как пре-адамита, т.е. человека, жившего до Адама!). Это означало бы, что смерть была в мире уже до грехопадения. Библия учит совершенно иному (ср. 1 Кор 15; Рим 5:12 и след.).
  • Если «втиснуть» в этот промежуток геологические фор­мации, это означало бы, что земля во время Всемирного По­топа уже выглядела примерно так же, как и в нынешнее вре­мя, а значит, Потоп почти не оставил следов.
  • Верующие ученые работают над тем, чтобы показать, как результаты геологии и палеонтологии можно понимать в рамках рассказа о Сотворении – без каких-либо пробелов.
  • «К нынешнему дню теория промежутка вымерла, как динозавр – во всяком случае, среди толкователей Библии», – пишет Кевин Логан (Kevin Logan) в своей книге Crashkurse: Schoepfung und Evolution («Интенсивный курс – Сотворение и эволюция», Вупперталь), 2004 г. Эта оценка несколько оптимистична, хотя почти верна в отношении ве­рующих ученых. Отметим, что профессор В. Й. Оувенил, ин­тенсивно работавший с библейским рассказом о Сотворении, отстаивает теорию промежутка; однако он особо подчеркива­ет, что этим нельзя объяснять происхождение геологических слоев с их окаменелостями.
  • Даже если бы эта теория была верна, она не разрешила бы никаких противоречий в вопросе: «Эволюция или Сотво­рение?». Чудесное «воссоздание» опустошенного мира живот­ных и растений осталось бы столь же неисповедимым, как и сотворение «из ничего», о котором свидетельствует Библия.landscape_39-wallpaper-1366x768

Если не поддаваться искушению править Библию по представлениям современ­ной науки, мы можем принять то, чему учит Писание, только верой: Бог сотворил вселенную, всякую жизнь и человека за шесть обыкновенных дней.

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s